Автопортрет. 1970
Кирилл Килпалин, чье имя очень долго многим ничего не говорило,
сумел создать свой большой и особый живописный мир, ставший истинной
духовной ценностью Камчатки.
Все, что делал Килпалин, как творческая личность, - это, по сути,
возвышенное и энергичное ЗАСТУПНИЧЕСТВО - за свой разобщенный
временем нымылынский народ, за уникальные традиции, что стали
исчезать, за первозданность отчей земли. Лишь осознав это, можно
понять, почему этот почти одинокий и серьезно больной человек так
распылял свои силы, ставил перед собой задачи, порой непосильные.
Автопртрет.
1989, КККМ
Килпалин. Работа В.Санакоева
   Он как бы сознательно отдалил себя от всех общественных событий, чем обеспечил себя главным: ДУХОВНОЙ НЕЗАВИСИМОСТЬЮ! Его картины изредка (в последние годы жизни - значительно чаще) появлялись на выставках. В основном - не по его инициативе. Еще реже он сам выезжал за пределы своего Олюторского района.
Сочетание глубоко нравственных и философских размышлений с поразительной искренностью и непосредственностью ребенка составляло единое целое в личности Килпалина и, возможно, помогало художнику в его далеко не простой жизни
.
   Удивительный то был живописец. И трудно было понять, как уживались в одном человеке потомственный охотник, обязанный (для госпромхозовского плана) убивать зверья как можно больше, и трепетной души человек, способный в каждом мгновении увидеть красоту. Впро-чем, Килпалин-художник частенько мешал охотнику Килпалину. Он сам признавался: «Уви-дел медведя. Пока рисовал, он и убежал…»
Его творческая индивидуальность, духовная свобода самовыражения, его художественный почерк заняли свою собственную ступеньку в процессе развития крохотной цивилизации по имени «Нымыланы». Культуры малоизученной, все еще непонятой, но, без сомнения, прекрасной.
   Его творческая индивидуальность, духовная свобода самовыражения, его художественный почерк заняли свою собственную ступеньку в процессе развития крохотной цивилизации по имени «Нымыланы». Культуры малоизученной, все еще непонятой, но, без сомнения, прекрасной.
   Особенно поражает в многоликом творчестве Килпалина его  мощное ощущение своих мифологически-исторических корней. У нас нет художников, которые бы воспринимали Камчатку, как бы восходящую из прошлых столетий. Килпалину это удалось. Но, всматриваясь в его фольклорно-сказочные полотна, пытаясь разгадать смысл древних обычаев, общаясь с героями его легенд, мы непременно поймем и то, что все красоты, радости и страдания маленького нымыланского народа есть великая и возвышенная частичка духовного единства человека, Земли и вечно непознанной Вселенной.
Аня. 1975, КККМ
Ачичух, Акиках, Абабах.1969
   В 24 года Кирилл Килпалин повредил  позвоночник. Именно в этот драматический и затянувшийся период исцеления в душе Килпалина произошли процессы, определившие весь его будущий путь. В тоскливой тишине больничных палат все чаще приходили к нему воспоминания. Снились одинокие костры, пугающие ночь. Чудился басистый голос бубна и легкий топот убегающих оленей. Но чаще всего ему представлялись картины раннего утра, когда встрепенувшаяся природа с особой силой дарит человеку свое самое сокровенное: тайну Красоты… Зрительная память совершенно естественно накапливала в Кирилле запас душевных сил и направляла его мысли в мир философских раздумий. Жизнь предков и великий порядок Вселенной, лучше всего отображенный на полотне звездного неба, гармония мира и магическая цепь открытий, что совершает человек за крохотную - на фоне Вечности - жизнь, - как все понять, связать воедино и ощутить самого себя этой неотъемлемой и, вероятно, не лишней частичкой Мироздания!?. Не мудрено, что именно в больничных палатах Кирилл Килпалин родился как Художник. Он стал рисовать неистово много, с неиссякаемой жадностью, словно боялся опоздать. Свидетельством этого внезапного и творчески бурного состояния юноши является мелькнувшая в газетах того времени информация, что 116 работ Килпалина (то был первый вариант иллюстраций к будущей знаменитой сказке художника «Аня») «закуплены институтом этнографии народов Севера». По другой опубликованной в местной печати версии «500 страниц текста со 116 иллюстрациями хранятся в музее этнографии народов Севера».
СПИСОК ОСНОВНЫХ РАБОТ К.В.КИЛПАЛИНА
Аня и Чимур. Битва. 1989
Счастье Ани. Возвращение Ани и Мотыги с сыном Хиу. 1989.
Полярный олень. Покко. 1987
Два брата (лучники). 1976
Куткинняку и Митты. 1973. КККМ
Ильяча. 1970
Рыврана уходит на восток. 1975
Счастье Рывраны. 1975
На батах. 1969
Любимые женщины. 1989
Портрет Владимира Косыгина. 1970
Портрет оленевода. 1976
Портрет Георгия Поротова. 1969
Увенчанный и ... незамеченный Камчаткой
   Чуткость к смешному, веселому он хранил со всей непосредственностью северянина. Юмор - непременный герой его картин, легенд.
    В каждую работу Килпалин вливал свою душу. Его огромная серия портретов земляков, друзей, деятелей культуры, которую создавал он всю жизнь, потрясает не только мастерским умением схватить характер, запечатлеть в чертах лица саму Судьбу, но и восхищает не скрываемой любовью к героям своих полотен.
   Находясь в санатории, вдали от Камчатки, Кирилл создал первую и достаточно внушительную галерею портретов своих земляков-северян. Большинство из них, увы, не сохранились (как, впрочем, разлетелись по свету и многие поздние работы художника). Но можно предположить, что на этих рисунках оживали не просто лица людей, с которыми Кирилл хотел быть рядом.Молодым художником  уже тогда фактически создавался некий обобщенный образ корякского народа, закаленного Севером, накопившего за многие века запас душевных сил, способных обеспечить достойный и красивый образ жизни. А наличие сказочных мотивов и героев в раннем творчестве Килпалина дополняет картину внутреннего состояния юноши, уже тогда тонко понимающего нравственное значение традиционной культуры, где мифы и реальность всегда взаимодействуют между собой, создавая своего рода этнографическую защиту для любого национального сообщества.
   Живопись далеко не всегда занимала первостепенное место в многоликой деятельности Кирилла Васильевича. Хотя, несомненно, именно в качестве художника Килпалин достиг наивысших творческих вершин.
   Все, что было рождено его даровитой душой, не только не изучено, но и не собрано в единое целое. Мы не знаем, сколько его картин, рисунков бродят по свету. Мы - даже сегодня! - воспринимаем его жизнь, как миф, ибо не готовы пока понять всю мудрость и совершенство этого человека
   В «Списке основных произведений» художника, опубликованном краеведческим музеем (1996 г.), именуется 137 работ, что, несомненно, нельзя считать цифрой полной. Ни одна улица, ни одно селение не названы в честь Килпалина. Не известна и судьба его уникальных рукописей - нымыланского словаря, книги «Возникновение жизни…». Забыта и сказочная Тополевка, где без малого тридцать лет жил и создавал свои творения необыкновенный корякский мастер (в цивилизованной стране избушка Килпалина давно бы превратилась в мемориальный музей).
               
             Из очерка Валерия Кравченко