№ 1. ЖЕНСКАЯ СУМКА ИЗ КОЖИ ЛАП ЛЕБЕДЯ                 
Нижневартовский краеведческий музей имени Тимофея Дмитриевича Шуваева
     Издревле сумка - верная спутница женщины. Наши современницы меняют этот
аксессуар своего гардероба  не реже одного раза в год, быстро и легко.
    История этой сумки совсем иная и насчитывает  более 60 лет. Принадлежала она
женщинам хантыйского рода шаманов. Последняя владелица подарила ее
М.Б.Обоскалову в знак благодарности за лечение.  В 2011 году доктор передал  сумку в
дар  Нижневартовскому краеведческому музею им. Т.Д.Шуваева.




                           

№ 3. ДУОБАТ - ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ СПОРТ  ДОЛГАН
Заповедник  «Таймырский»

   На 64-клеточной доске по 12  причудливых фигурок из бивня мамонта: женские - плоские пластины с резными узорами, и мужские -  резные башенки и пирамидки на ножках. Два партнера бьются, уничтожая фигуры противника. Не правда ли, напоминает русские шашки? Влияние культуры русских настольных игр очевидно. Но это долганский дуобат, отличие которого  и составляют эти особые фигуры.  Кроме бивня мамонта их вырезали еще из дерева и рога оленя.



№ 4. ТАНЦУЮЩИЕ КУКЛЫ - ЙИКВНЭ АКАНИГ (МАНСИ)
Саранпаульский краеведческий музей

   «В детстве нам часто приходилось приезжать в деревню Нильдино к дедушке. И мы были свидетелями кукольного представления. Обычно это было вечерами, после трудового дня. Все дети садились на пол. Дедушка брал в руки санквылтап, надевал на палец нить и, играя на инструменте, дергал эту нить. Куклы подпрыгивали, танцевали, делали присядку, размахивали руками, выкидывали в разные стороны ноги. А мы, дети, очарованные представлением, смеялись с восторгом. Увиденные  кукольные сценки в детстве, надолго остались в памяти»,  - так


№ 5. ЭВЕНСКАЯ ХАНЫЛДА: ЖИТЬ В ГАРМОНИИ С ПРИРОДОЙ               Верхоянский районный краеведческий музей "Полюс холода"
  
   Эвены - кочевой народ зоны экстремальных климатических условий. Многие века жили они в поиске путей мирного сосуществования с дикой природой. Во время зимних кочевок эвены охотились на пушного и мясного зверя. На волка не охотились -  он считался запретным животным.  В эвенском фольклоре волк - простоватый и глупый. Но в жизни  защищаться от него приходилось. Для этого  использовали ханылду.                                                      


№ 6. ВЕКОВАЯ РЕЛИКВИЯ БАБУШКИ СТЕПАНИДЫ
Лянторский хантыйский этнографический музей 

   Ханты говорят, жил на реке Пим  Егор Фёдорович Кантеров -  большой мастер по изготовлению струнного  музыкального инструмента  «Тоорых овып юх», что в переводе с хантыйского означает  «Деревянная голова журавля». А как играл на этом инструменте! Дочь его  Востокина Степанида Егоровна  унаследовала Журавля. Много лет хранила она инструмент в хозяйственном лабазе на старом заброшенном стойбище. Наведывались  к ней и гости из музеев окружной



№ 7. ШУБА ТОФАЛАРСКОГО ШАМАНА
Иркутский областной краеведческий музей
 
   Шуба  доставлена в музей в 1930 году П. Мочульским, проводившим  этнолого-экономические исследования в Тофаларии. Костюм принадлежал умершему в 1928 г. 22-летнему шаману Иннокентию Николаевичу Алмастаеву. Костюм был снят П.Н. Мочульским с места  захоронения шамана.
   Шуба сшита из оленьей шкуры мехом внутрь. На большой левой полке нашито скелетное изображение человека из желтых матерчатых полос. Такие же желтые полосы нашиты на спине с изображением позвоночника и по рукавам. На локтях пришито по небольшому пучку птичьих перьев


 ПОДРОБНЕЕ 
 ПОДРОБНЕЕ 

 ПОДРОБНЕЕ 
 ПОДРОБНЕЕ 
 ПОДРОБНЕЕ 
 ПОДРОБНЕЕ 
 ПОДРОБНЕЕ 
НА ГЛАВНУЮ
ДАЛЕЕ
НА ГЛАВНУЮ
ДАЛЕЕ
№2. ШАМАНСКИЙ БУБЕН ПЭНТИ САЛИНДЕРА                 
«ДОМ ПРИРОДЫ». Филиал  Музея истории и археологии г. Надыма

     Бубен умершего шамана Пэнти Салиндера, некогда проживавшего в посёлке
Ярцанги, местные жители привезли из тундры. Бубен нашли на берегу реки Обь:
очевидно, вымыло из могилы водой. Новые хозяева принесли бубен в дом. И свалилось
на их головы столько несчастий, что они предпочли поскорее от него избавиться. Однако
никто, даже коренные жители, не хотел брать себе фатальный инструмент. И тогда они
обратились в Дом природы. Сотрудники  музея решили рискнуть и взяли бубен на
хранение. Совершив